Статья10313

Название статьи

АППЛИЦИРОВАНИЕ ДИАХРОНИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ЛАКУНАРНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИКИ ЦВЕТА)

Авторы

Кезина Светлана Владимировна, доктор филологических наук, профессор, кафедра русского языка и методики преподавания русского языка, Педагогический институт им. В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), Sveta@zavarovsky.ru

Индекс УДК

81’373; 001.4

Аннотация

Актуальность и цели. Основной трудностью изучения эволюции семантики слова является неполнота фактического материала, выражающаяся в семантической лакунарности – отсутствии полного состава сем, развитых словом в истории языка. Актуальность исследования определяется настоятельной необходимостью расширения аналитической базы с целью элиминирования семантической лакунарности. Расширение аналитической базы происходит в основном благодаря увеличению разноисточникового материала. Цель анализа – реконструкция семантического объёма слова за счёт использования нового метода: простого «наложения» (апплицирования) диахронических полей, родство которых устанавливается на основе учёта колебаний древних согласных. Явление колебаний древних согласных учитывается этимологами непоследовательно и требует более активного применения.
Материалы и методы.
Исследование проведено на материале цветовых локусов восьми диахронических полей гетерогенного типа, восходящих к индоевропейским корням. Для реконструкции семантического объёма цветовых слов впервые применён метод апплицирования диахронических полей на основе учёта древних колебаний согласных (звонких – глухих, заднеязычных, плавных), наряду с традиционными методами семантической реконструкции: аддитивным, методами семантических параллелей и семантической экстраполяции, сравнительно-историческим и историко-сравнительным.
Результаты.
Учёт древних колебаний согласных позволяет квалифицировать отдельные группы диахронических полей как родственные и на этой основе объединять их с целью семантической интеграции (восполнения, восстановления), увеличивая тем самым объём значений каждого слова и количество родственных слов в интегрированных диахронических полях. Результатом применения метода апплицирования диахронических полей является заполнение семантических лакун в каждом из них и расширение этимолого-словообразовательного гнезда.
Выводы.
Представленный метод позволил увеличить семантический объём изучаемых полей до фактически выраженного в родственных языках, что констатирует закономерный и универсальный характер развития семантической структуры цветового слова в языковом континууме. Из этого следует, что метод апплицирования диахронических полей можно использовать в качестве одного из надёжных в системно-семасиологических исследованиях, причём не только для апплицирования идеографических локусов, но и диахронических полей в целом.

Ключевые слова

апплицирование, диахроническое поле, микросистема цве-та, цветовой локус, значение, семантическая лакуна, семантическая лакунарность.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Кезина, С. В. О двух системных состояниях значения / С. В. Кезина // Слово. Словарь. Словесность: социокультурные координаты (к 110-летию Н. П. Гринко-вой) : материалы Всерос. науч. конф. (15–17 ноября 2006 г.). – СПб. : САГА, 2006. – С. 112–115.
2. Кезина, С. В. Актуализация и погашение сем как проявление закона вероятно-стной реализации семантического генофонда / С. В. Кезина // Русский язык и ли-тература рубежа XX–XXI веков: специфика функционирования : материалы Все-рос. науч. конф. языковедов и литературоведов (5–7 мая 2005 г.). – Самара : Изд-во СГПУ, 2005. – С. 62–65.
3. Куркина, Л. В. Международный симпозиум «Славянская этимология сего-дня» / Л. В. Куркина, Ж. Ж. Варбот // Вопросы языкознания. – 2007. – № 3. – С. 97–120.
4. Покровский, М. М. Семасиологические исследования в области древних языков / М. М. Покровский. – М. : Унив. тип., 1895. – 124 с.
5. Покровский, М. М. Избранные работы по языкознанию / М. М. Покровский. – М. : Изд-во АН СССР, 1959. – 382 с.
6. Кезина, С. В. Органичное семантическое поле как оптимальная система для семасиологических исследований / С. В. Кезина // Язык и мышление: психологи-ческие и лингвистические аспекты : материалы 4-й Всерос. науч. конф. (12–15 мая 2004 г.). – М. : ИЯ РАН ; Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского ; Администрация г. Пензы, 2004. – С. 13–16.
7. Мейе, А. Общеславянский язык / А. Мейе. – М. : Прогресс, 2000. – 500 с.
8. Тронский, И. М. Общеиндоевропейское языковое состояние (вопросы рекон-струкции) / И. М. Тронский. – Л. : Наука, 1967. – 104 с.
9. Потебня, А. А. Из записок по русской грамматике / А. А. Потебня. – Харьков : М. В. Потебня, 1899. – Кн. III. – 663 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи/ А. Н. Гвоздев. – М.:Изд-во АПН РСФСР, 1961.– 471 с.
11. Александров, А. Детская речь / А. Александров // Русский филологический вестник. – Варшава : В типографии М. Земкевича и В. Нолковского, 1883. – Т. 10. – С. 86–120.
12. Благовещенский, В. Детская речь / В. Благовещенский // Русский филологи-ческий вестник. – Варшава : В типографии Михаила Земкевича, 1886. – Т. 16. – С. 73–101.
13. Лурия, А. Р. Язык и мозг / А. Р. Лурия // Вопросы психологии. – 1974. – № 1. – С. 49–60.
14. Длясин, Г. Г. Азбука Гермеса Трисмегиста, или молекулярная тайнопись мышления / Г. Г. Длясин. – М. : Белые альвы, 1998. – 143 с.
15. Потебня, А. А. Из записок по русской грамматике / А. А. Потебня. – М. : ГУПИ Мин-ва просвещения РСФСР, 1958. – Т. I–II. – 536 с.

 

Дата создания: 01.03.2014 10:05
Дата обновления: 01.03.2014 10:05